Настроение и спецэффекты
Режиссер продумывает все детали постановки и первым делом настроение. Спектакль может быть веселым, лирическим, героическим. Возможно, он должен преподнести какие-то идеи, чему-то научить, защитить, призвать к действию или образу мышления. Это может быть увлекательная история, из которой каждый сам сделает свои выводы. От общего настроения спектакля зависят декорации, музыка, освещение и распределение ролей.
Художнику нужно выполнить задачи по оформлению, костюмам, предоставить на утверждение макеты. Если театр кукольный, то следует проверить реквизит. Для одних персонажей подойдут уже имеющиеся куклы, их достаточно переодеть, а для других требуется сделать новые. Нужно понять, сколько времени и средств уйдет на изготовление, какими свойствами ее нужно наделить и понадобятся ли копии. Дубли, как правило, нужны, если в спектакле планируют падение. Их создают без тростей и других дополнительных элементов, которые не предназначены для показа зрителям.
Другие этапы:
- продумывание спецэффектов;
- выбор музыкального оформления;
- подбор необходимых дополнительных звуков.
Может понадобится запись плеска воды, пения птиц, шума дождя или ветра. Звуки ударов иногда исполняют актеры или другие сотрудники театра, которых не видно зрителям. В некоторых случаях они тоже записываются. В сказках зачастую нужны и другие звуки, чтобы усилить эффект, например, от полета Бабы Яги, Змея Горыныча или подать удивительные события, например, превращение лягушки в Василису Прекрасную.
Режиссеры детских спектаклей нередко используют звуки по аналогии с мультфильмами, чтобы подчеркнуть какие-либо действия. При этом не исключено привнесение и звуков из жизни, например, с птичьего двора или конюшни. Главное, что все элементы должны гармонично вписаться в композицию и реализовать идею, придуманную режиссером.
От читки до премьеры
Одна из значимых частей постановки спектакля — репетиции. Режиссер объясняет свое видение ролей. Он подсказывает стиль, темп и настроение, в котором актеру придется играть. Режиссер может сам прочитать сценарий, чтобы нагляднее показать, чего хочет добиться. На этом этапе обсуждают характер персонажей, их взаимоотношения, анализируют поступки и чем они вызваны. Актеры вправе предложить свои трактовки, но решающее слово остается все-таки за режиссером.
Сначала сценарий читают не на сцене, а собравшись за столом или в любом помещении, где есть возможность разместиться. Пьесу читают по ролям. Процесс называется «читка». На следующем этапе начинается работа на сцене. На этом этапе важны следующие моменты:
- освоить новые костюмы или понять, как работать с куклами;
- найти подходящие мизансцены;
- проговорить текст уже наизусть.
Отрабатываются небольшие сцены, правильная подача текста и последовательность действий. Потом проверяют варианты перестановки декораций, подключают музыкальное сопровождение и нужный свет. Со временем отдельные сцены объединяют и дело доходит до представления всей пьесы. Это называют прогонными репетициями, после которых режиссер оценивает получившееся в целом, отмечает недочеты и предлагает доработать неудачные элементы.
Когда кажется, что все завершено и выглядит так, как нужно, назначают генеральную репетицию, которую проводят перед сдачей спектакля. В качестве зрителей при этом выступают родственники актеров, сотрудники театра, режиссер и все, кто трудился над созданием постановки. Иногда приглашают гостей. Ну и затем наступает самое важное событие — премьера.
Требования к детским спектаклям особые: язык должен быть понятным, а тема интересная. Очень хорошо воспринимаются интерактивные постановки. Следует учесть, что фальш дети чувствуют сразу.