Пинака и вифлеемский ящик
Кукольный театр показывали в V веке до нашей эры в Греции. Геродот и Аристотель даже сохранили имя «дергателя ниточек» — Патейн.
В I веке нашей эры ученый Герон изобрел механический кукольный театр. Сооружение состояло из четырех колонн с общим цоколем и архитравом, то есть балочным перекрытием в верхней части. Оно перемещалось на колесах. Куклы двигались за счет шнуров и механизмов, которые, как и колеса, были скрыты от зрителей. Театральное представление посвящалось Дионису, фигура которого и была главным персонажем. Другие куклы танцевали рядом под музыку.
Другие виды первых кукольных театров
- Пинака. Его тоже придумал Герон. Этот театр был небольшим, в виде колонны и площадки сверху. На этой площадке и размещался макет театральной сцены. В историю вошла драма о печальном возвращении победителей Трои.
- Теневой стал продолжением древних верований о душах умерших, которые возвращаются или остаются среди нас в виде теней.
- Вифлеемский ящик. В ходе представления рассказывали об устройстве мира и так, как это представляли древние греки. В ящике не было передней стенки. Внутри поставили перегородку и сделали прорези на дне. В них вставляли стержни, которыми можно было управлять. Куклы сверху изображали богов.
Маленькими ящиками с куклами потом пользовались еще долго. Кукольники показывали спектакли о Христе и царе Ироде. Потом начали появляться новые герои, события и сюжеты.
Маккус и Петрушка
Одни образы кукольных театров были постоянными, типовыми, другие оказывались сиюминутными героями. Возникали персонажи из басен, легенд, древней литературы. Театр отображал образ жизни и поведение людей разного времени. Зачастую в представлениях было много сарказма и насмешек над установившимися порядками.
Отношение к кукольникам не всегда было позитивным. В Китае это искусство называли дьявольским. В Европе артистов могли арестовать, посадить в тюрьму и даже сжечь на костре.
Однако театр кукол выжил. В каждой стране появились свои популярные персонажи. В XVI веке в Италии был популярен Пульчинелла, высмеивающий обычаи и нравы местных жителей. Это был веселый шут, которого радостно приветствовали на карнавалах и народных игрищах.
Другие кукольные герои:
- Маккус — Древний Рим (кукла стала прообразом Пульчино или Пульчинеллы);
- Панталоне, Арлекин — Венеция;
- Полишинель — Франция;
- Петрушка — Россия.
Первые документальные упоминания о народном герое Петрушке датируются 1609 годом. В других слоях российского общества кукольный театр стал популярен в начале ХVIII века. Сначала артисты с подобными шоу приезжали из других стран. В конце ХIХ века актеры уже были отечественные. Были распространены перчаточные куклы или верховые, они появлялись поверх ширмы. Оставались популярными марионетки, которыми управляли с помощью палочек и ниток.
Активно начали использовать тростевые куклы. Некоторые труппы применяли механические изделия и выступали с теневыми шоу. Позже появились представления с ростовыми куклами. Профессиональный кукольный театр открыли в России в 1931 году. Его возглавил Сергей Образцов, который много лет работал артистом именно в этой сфере. Сейчас кукольные театры есть практически в каждом городе.